Хронические аффективные расстройства настроения
При аффективных расстройствах настроения у детей наблюдается резкие перепады: от подавленного до чересчур повышенного, за которыми следует пониженная или завышенная речевая и моторная активность.
Дети старше трех лет могут страдать от галлюцинаций и кататонических явлений, таких как ступор или возбуждение. Как правило, аффективные расстройства настроения являются фазными с достаточно выраженными приступами, которые, в свою очередь, могут быть единичными или повторяющимися.
Хронические аффективные расстройства настроения у детей характеризуются продолжительностью достаточно изменчивого заболевания.
Виды хронических аффективных расстройств настроения у детей
Изменения настроения проявляются в виде повышенного (гипертимия) или пониженного (гипотимия) настроения.
К гипертимии относят гипоманию, манию, эйфорию, морию и экстаз.
При гипомании характерны повышенная веселость, чрезмерная подвижность с капризами, непослушание, дурашливость, завышенная самооценка с отрывочными идеями величия и признаками расторможенности влечений.
Мания у детей проявляется в виде смешанной и нерезко обозначенной гипоманией. В случаях, когда к мании присоединяется астеническое состояние, у детей наблюдается повышенная утомляемость, истощение, головные боли, нарушение сна и снижение аппетита. При органических поражениях ЦНС мания описывается в виде монотонности поведения, назойливости, эмоциональной лабильности и раздражительности. У детей раннего возраста мания может ограничится зачатками эмоциональных расстройств и, зачастую, в виде повышения элементарных влечений.
При эйфории у детей наблюдается беспричинное повышение настроения, благодушие, беспечность, отсутствие инициативы. У самых маленьких может проявится повышенная отвлекаемость, двигательная расторможенность, инверсии сна. У дошкольников и детей младших классов эйфория проявляется в виде суетливости, многоречивости и непослушания на фоне беспечного настроения. При органических нарушениях ЦНС эйфория может вызвать персеверации (назойливое повторение одного и того же вопроса или мысли). У подростков эйфория выражается повышенной двигательной активностью, хвастливостью, бесцеремонностью и отсутствием чувства дистанции по отношению ко взрослым.
Мория у детей характеризуется повышенным настроением, сопровождающимся дурашливостью, склонностью к циничным шуткам и нелепым шалостям. При данном расстройстве снижается интеллектуальная деятельность. В дошкольном возрасте такой синдром вызывает у детей дурашливость, поиски «смешного», беспрестанные вопросы на темы половых отношений и сквернословие. У подростков мория проходит в виде циничного паясничанья, грубых шуток, а также игнорирования ситуаций.
При экстазе дети трудно переживают эмоции сильного восторга и счастья на фоне суженного сознания и нарушения контакта с окружающими.
К гипотимии относятся субдепрессии, депрессии, дисфории, тревоги и страх.
Субдепрессии и депрессии отличаются лишь степенью выраженности, однако у детей они атипичны и часто сопровождаются соматическими и вегетативными расстройствами.
При депрессии у младенцев наблюдается тоскливое выражение лица, частый монотонный и продолжительный плачь, при общении ребенок не выражает оживление. Часто заниженное настроение у ребенка после сна, которое позднее повышается, но потом после следующего сна вновь будет подавленным. Также в таком возрасте для депрессии характерны некая двигательная заторможенность: раскачивание туловища и головы, частые срыгивания с дальнейшим глотанием. Затормаживается и речевое развитие: пропадает гуление, плач становится беззвучным, у детей старше года уменьшается словарный запас. У дошкольников и детей младших классов субдепрессия и депрессия выражаются в виде потери оптимизма, вялости, заторможенности, капризности и плаксивости. Такие дети начинают страдать от ухудшения памяти, внимания, от трудностей с усвоением материала. Ухудшаются отношения с близкими и родственниками, нарастает конфликтность. Проявившиеся у ребенка симптомы перерастают в чувство неполноценности и тревожности, результатом которых может стать появление вредных привычек (грызение ногтей, выдергивание волос, сосание пальца и т.д.). В подростковом возрасте выделяют три вида депрессии:
-
делинквентный, признаками которого являются негативизм, конфликтность, грубость;
-
ипохондрический – описывается снижением настроения, активности, успеваемости, соматическими расстройствами;
-
астеноапатический, при котором появляются утомляемость, необщительность, скука, гипотимия.
Дисфория является расстройством настроения, при котором проявляется беспричинная злобность и раздражительность, которые могут перерасти в аффективные выспышки и агрессию.
Достаточно частым явлением при расстройствах настроения является тревога, при которой ребенок постоянно находится в ожидании дурных предчувствий и напряжения. У ребенка появляются соматические расстройства, неадекватное поведение.
Таким же частым проявлением расстройства является страх, как реакция на определенную угрозу, в виде вегетативной реакции, переживаний, напряженности. Страх бывает нескольких видов:
-
доминирующим, который в себе несет реальную угрозу и проходит в случае ее отступления;
-
навязчивым, не несущим реальной угрозы;
-
сверхцепным, который имеет реальную, но преувеличенную ребенком угрозу;
-
бредовым, связанным с бредовыми идеями.
Лечение хронических аффективных расстройств настроения у детей
При появлении симптомов аффективных расстройств настроения, учитывая их риск влияния на развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы в дальнейшем, необходимо как можно скорее обратится за помощью к детскому психологу и психиатру.