Центр детской психиатрии и неврологии
Контактные телефоны:
044 237-06-44044 237-06-45044 237-06-47 050 351-73-03 096 224-35-66

Реакции на тяжёлый стресс и нарушение адаптации

Реакции на тяжёлый стресс

stressТакие расстройства возникают в ответ на трудные обстоятельства в жизни ребенка, которые могут не быть внезапными или массовыми, но будут иметь длительную продолжительность. Именно поэтому в подобных ситуациях нет настолько усиленного воздействия на психику, которое помогло бы защитить ее от разрушения.

Для ребенка патогенной может оказаться лишь ситуация, угрожающая его инстинктивной жизни, к примеру, нехватка в питании или общении. В дошкольном возрасте такой ситуацией могут стать ссоры, развод родителей, потеря родного человека. С возрастом причиной таких состояний становятся конфликты, разочарования в себе, низкая самооценка. Также, причиной психогенных реакций у ребенка может стать неправильное воспитание, к примеру, постоянные запреты или отсутствие заботы и ласки от родителей.

В медицине существует термин «острая реакция на стресс», в основе которой лежит состояние высокой степени тяжести, при котором сразу не происходит видимых психических нарушений и длится оно от пары часов до нескольких дней. Таким стрессом может стать несчастный случай, преступление, катастрофа и т.д.

В подобных стрессовых ситуациях у ребенка возникает отсутствие ориентации, адекватной реакции, и в последствии, отстраненность или даже ступор. Но бывает и обратная реакция – различные реакции гнева, тревоги, отчаяния и психомоторное возбуждение. В таких случаях нередко проявляются вегетативные признаки паники: тахикардия, потливость, покраснения. Но в случае прекращения стрессовой ситуации, все симптомы быстро исчезают.

Когда ребенок остается в стрессовой обстановке без изменений, проявляется посттравматическое стрессовое расстройство. В таком состоянии ребенок постоянно переживает моменты стрессового события, может его повторно переживать во сне или в своих воспоминаниях, при этом могут наблюдаться вспышки страха и паники.

Симптомами такого расстройства может стать чувство оцепенелости и без эмоциональности. Такие дети становятся раздражительными, пугливыми, у них нарушается сон и концентрация.

В отличии от взрослых, дети постоянно страдают от повторяющихся воспоминаний, которые чаще всего возникают в спокойном состоянии. В подобных расстройствах существуют специфические симптомы, такие как:

  • инсценировка полученного стресса в играх, рисунках или рассказах;
  • высокая концентрация внимания к словам или символам, связанным с пережитой травмой;
  • утрата имеющихся навыков, психические и соматические расстройства.

Нарушение адаптации

Такое расстройство возникает у ребенка при столкновении с трудностями, которые сыграли роль в образе жизни, к примеру: потеря родных, разлука, тяжелое соматическое заболевание. Симптомы дезадаптации проявляются в пределах месяца после полученного стресса и длятся около шести месяцев.

К факторам, вызывающим нарушения адаптации, относятся:desadaptacia1

  • шоковые психические травмы, которые, как правило, возникают внезапно и несут в себе угрозу жизни. Чем младше ребенок, тем больше внезапных ситуаций могут стать для него шоковыми ( появление незнакомого, гром, нападение собаки);
  • психотравмирующие ситуации, которые могут быть краткосрочными, но иметь большое влияние на психику ребенка (смерть одного из родителей, ссора с другом и т.д.)
  • постоянные психотравмирующие ситуации, которые затрагивают основные ценности ребенка (конфликты в семье, агрессивное воспитание, неуспеваемость).

Однотипных признаков расстройства адаптации не существует, однако можно увидеть изменение в поведении, склонность игнорировать любые стрессы. У ребенка проявляется чувство незащищенности. Особенно тяжелой ситуация складывается у дошкольников, которые еще не сформировали такое чувство. Зачастую такое явление связано с обстановкой в семье, когда у родителей присутствует невротичность или психопатия. Из-за ссор, агрессии, невозможности установить лояльные отношения в семье, ребенок теряет уверенность в собственной безопасности.

Для постановки диагноза дезадаптации, в первую очередь, специалисту необходимо изучить темперамент ребенка, его особенности как личности, исключить наличие психопатических или акцентуированных черт. Также, необходимо пройти диагностику для выявления возможного существования органической неполноценности ЦНС. Для полной картины следует оценить влияние окружающей среды – семьи, школы и т.д., изучить состояние семьи и ее культуру. При обследовании, специалист собирает данные о развитии ребенка: акселерация, ретардация, асинхрония, темпы полового созревания. Далее диагностируются все имеющиеся заболевания и оценивается роль перенесенных ранее заболеваний.

Контактная информация
Г. Киев, Харьковское шоссе 17-A
Телефон: +38 044 237-06-44
Обратный звонок