Расстройство развития школьных навыков (дислексия, дизграфия, дискалькулия), школьная дезадаптация
Что такое расстройство развития школьных навыков?
Расстройство развития школьных навыков зачастую выявляют у детей в младших классах, которые, без проведения надлежащего лечения остаются на всю жизнь. Такие нарушения не являются следствием неблагоприятных условий в обучении либо полученной ранее мозговой травмы. Они вызваны врожденным повреждением головного мозга, в результате которого возникли нарушения в обработке когнитивной информации.
Достаточно проблематичной является диагностика таких расстройств, поскольку необходимо правильно разграничить имеющиеся нарушения от общей нормы. Также, существует потребность в расчете динамики развития, поскольку отставание в чтении на год в 7 лет значительно отличается от такого отставания в 14 лет. Стоит отметить, что в разной возрастной категории расстройства проявляются по-разному. К примеру, задержка речи в дошкольные годы сменяется на задержку в чтении, которая снижается в подростковом возрасте, а в юности переходит в задержку письма. Эти проявления изменяются по мере взросления ребенка, так что при диагностике необходимо учитывать такую динамику развития.
Нарушения развития школьных навыков включают в себя группы расстройств, которые проявляются специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Они часто сочетаются с другими синдромами, такими как: гиперреактивность, дефицит внимания, расстройство поведения, расстройство развития моторных функций или развития речи.
К нарушениям развития школьных навыков относятся:
Дислексия (нарушение навыков чтения) чаще всего встречается у мальчиков, более явным становится ко второму классу. Бывают случаи, когда с возрастом проблема искоренится, но это больше как исключение из правил. Зачастую такое расстройство остается и в дальнейшем. При дислексии ребенок допускает ошибки во время чтения: меняет буквы местами, искажает звуки слов, пропускает звуки и начальные слоги слов. Он не способен воспринимать на слух определенные звуки и использовать в своей речи/письме. Ребенок не может различить близкие звуки: «Б-П», «Д-Т», «С-З», «Ж-Ш», поэтому ему тяжело выполнять такие задания, как чтение или пересказ текста.
К подобным нарушениям относят и дисграфию – нарушение письма. Такое нарушение сказывается на неправильном соотношении услышанных звуков с их написанием. При письме ребенок пропускает гласные буквы и согласные буквы, или даже целые слоги. Он может расчленить слово или наоборот, написать слитно отдельные слова. Бывают такие случаи, когда дети с дисграфией начинают зеркально писать буквы.
Дискалькуляция – это нарушение развития навыка счета. Такое нарушение проявляется в виде трудности в операциях с числами, в осмыслении структуры числа. Ребенку тяжело анализировать предметы, разыскивать по образцу геометрические фигуры, определять где право и лево, понять время на часах, поскольку он не может определить размещение стрелки на циферблате. Нередко встречается дискалькуляция совместно с дисграфией. Ребенок с нарушением счета не может освоить навык завязывания шнурков, у него возникают трудности с творчеством (лепка, рисование). В старших классах появляются проблемы с геометрией, черчением. Но в данном случае, интеллектуальные процессы у детей не нарушены.
Все эти нарушения связаны с расстройством психомоторики и пространственным восприятием.
Ребенок с данной формой нарушений должен наблюдаться у детского психиатра, который совместно с психологом и дефектологом определит наиболее эффективную форму обучения и лечения. В большинстве случаев используется корригирующая терапия обучением. Также, специалисты советуют задействовать консультативно-семейную терапию.
Школьная дезадаптация
Адаптация ребенка к школе определяется по тем факторам, как он вливается в новый коллектив, какое место занимает в классе, как общается с одноклассниками и учителями, а также, как относится к школе и самому себе в ней.
В школьной адаптации большую роль имеет уровень образованности родителей, правильные методы воспитания, отсутствие конфликтов дома, общение с ребенком и его подготовка к школе.
При дезадаптации ребенок оказывается неготовым к школьному обучению. Причиной может стать нехватка тех знаний и умений, которые требуются по школьной программе. Возможна проблема в самоконтроле, когда ребенок не в состоянии спокойно высидеть целый урок.
В следствии физиологических особенностей ребенка, он может не справляться с темпом обучения. Еще одной причиной может быть проблема с социальной адаптацией, когда возникают трудности с общением со сверстниками или учителями.
Для того, чтоб вовремя выявить такое расстройство, необходимо тщательно наблюдать за поведением ребенка и его состоянием. Не лишним будет расспросить учителя, который видит его поведение в школе.
Исходя из признаков, можно выделить 4 формы нарушений школьной дезадаптации:
1 форма – физиологическая, когда ребенок жалуется на слабость, головную боль, у него появляются проблемы со сном или аппетитом. При таких признаках расстройства могут проявится вредные привычки (к примеру, обгрызание ногтей), тремор пальцев, заикание, разговоры с самим собой, заторможенность.
2 форма – познавательная, ребенок катастрофически не справляется со школьной программой. В таком случае он либо будет безуспешно прилагать усилия для преодоления сложностей, либо окончательно откажется от учебы.
3 форма – эмоциональная. Ребенку не удается наладить контакт с одноклассниками и учителями, появляется сильное нежелание ходить в школу, не видит для себя перспективы в посещении занятий. Тут стоит разлечать, когда ребенок жалуется на появившуюся проблему, и когда он негативно относится к школе в целом. В последнем случае такая проблема может перерости в нарушения в поведении.
4 форма – поведенческая. Дети с такой формой школьной дизадаптации ведут себя агрессивно, очень импульсивны, неконтролируемы, не принимают школьные правила. Также, возможен и обратный эффект – замкнутость или неадекватная реакция. К примеру, когда на вопрос учителя ребенок теряется и ничего не может сказать в ответ.
Следует учитывать, что ребенок может быть частично не приспособлен к школе. Бывает, когда он хорошо усваивает школьную программу, но при этом не может найти контакт со сверстниками. Или, наоборот, легко чувствует себя в социуме, но имеет плохую успеваемость. Поэтому, родителям стоит обращать внимание на все сферы школьной жизни ребенка.
Для диагностирования подобных нарушений, как правило, обращаются к школьному психологу, но при подобных симптомах не лишней будет консультация с психологом в клинике.