Тревожные и фобические расстройства
Тревоги и страхи в детском возрасте в некоторой степени являются нормальным фактором в развитии ребенка. К примеру, в первые годы жизни дети боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте. У детей постарше часто встречается боязнь темноты, жуков, монстров. Если ребенок застенчивый, то скорее всего у него изначально появится страх либо отторжение на новую ситуацию в его жизни. Школьники нередко переживают из-за выступлений перед всем классом.
Подобного рода страхи и тревоги не являются проявлениями расстройства. В том случае, когда тревоги становятся настолько выраженными, что у ребенка нарушается образ жизни или он начинает переживать большой стресс, тогда стоит рассматривать вариант имеющегося расстройства.
Страхи и тревоги являются нормальными, если при этом ребенок остается адекватный, в состоянии логично мыслить и решить ситуацию. Если что-то может представить опасность для младенца, то для более старшего ребенка оно уже может не представлять угрозы. Поэтому, имеющиеся в норме тревоги и страхи у малышей, могут быть отклонениями от норм для старших детей и подростков.
Тревожное расстройство – это расстройство, для которого характерно ожидание опасности и усиления тревоги, которая переходит в патологию. Тревога – это эмоция, которая возникает в ситуациях неопределенности с возможным негативным развитием событий. Даже если опасность не высокая и может не представлять угрозы, ее возможность преувеличивается ребенком. Тревога заставляет искать причину опасности, которая может быть не конкретна или не осознаваться, для того чтоб устранить нехватку информации. В итоге, ребенок находится в состоянии дурных предчувствий и постоянного напряжения. У него проявляются соматические и вегетативные расстройства, непоседливость, неадекватное поведение.
Фобическое расстройство у детей характеризуется усилением страха, при котором страх переходит в патологию и приводит к социальной дизадаптации. При фобии страхи становятся навязчивыми: неадекватно воспринимаются, ребенок относится к ним критически, при виде предмета страха каждый раз громко кричит, плачет, приходит в двигательное возбуждение, долго не может успокоиться, пытается с ними бороться.
У детей младшего возраста страхи редко переходят в фобии, поскольку они не относятся к страхам критически и не борются с ними. У детей постарше фобии встречаются чаще и, как правило, основную роль в них играет критическое отношение взрослых и сверстников.
Различают 4 вида детских фобий:
- Фобии особых ситуаций
- Фобии опасностей окружающего мира
- Фобии дисфункций собственного организма
- Фобии совершения насилия над собой.
Первые два вида относятся к страхам, зарождающимся в перинатальном периоде. Сюда относится тревога, страх смерти, боль, страх новой среды и неспособность к приспособлению. Если родители хорошо заботятся о ребенке, то страх вскоре исчезает, в противном случае на этом фоне добавляются новые страхи, которые могут вновь проявится в старшем возрасте. При отсутствии у ребенка матери появляется страх остаться одному, беспомощным и беззащитным. В младенчестве страхи и фобии могут возникнуть на основе приемов пищи, мочеиспускания и дефекации. Дети младшего возраста склонны к страхам, которые отражают неблагоприятную атмосферу в семье, неправильное воспитание или трудности с адаптацией в детском коллективе.
Причинами возникновения страхов и фобий могут служить чтение и рассказы детям страшных историй, просмотры фильмов ужасов, постоянные рассказы родителей о вредных последствиях загрязнений, глистах, микробах.
Много вещей в окружающем ребенка мире могут вызвать страх, который способен стать навязчивым. Тревожные и фобические расстройства могут возникнуть спонтанно либо после незначительной психотравмирующей ситуации. К таким расстройствам более склонны тревожные, боязливые дети, предрасположенные к «застреванию» в неприятных впечатлениях, а также дети с сенситивно-шизоидным типом.
Диагностика и лечение тревожных и фобических расстройств
Тревоги и фобии диагностируются в соответствии с возрастным периодом, патологической степенью и с возможным проявлением более глубокого расстройства.
В случае, когда тревожные и фобические расстройства имеют длительный период, приводят к социальной дизадаптации ребенка, необходимо обратится за консультацией к педиатру и психиатру.
Зачастую, подобные детские расстройства лечат при помощи поведенческой терапии (в основе которой лежит воздействие вызывающего тревогу фактора и предотвращение реакции) иногда с добавлением медикаментозного лечения. При поведенческой терапии ребенок систематически оказывается в провоцирующей тревогу или страх ситуации, постепенно меняющейся по силе воздействия. Помогая ребенку оставаться в провоцирующей страх ситуации (предотвращение реакции), терапия позволяет ему постепенно становиться менее восприимчивым к таким ситуациям, и страх уменьшается.