Центр детской психиатрии и неврологии
Контактные телефоны:
044 237-06-44044 237-06-45044 237-06-47 050 351-73-03 096 224-35-66

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)

giperaktivnost1Что такое СДВГ (ADHD)?

СДВГ (ADHD) – расстройство, которое характеризуется тремя основними ядерными симптомами:

1. дефицитом внимания;

2. гиперактивностью;

3. импульсивностью.

Это нарушение развития, которое проявляется у детей в первые годы жизни и в 30-50% случаев может продолжаться и во взрослом возрасте. Расстройство поражает 2 сферы: 1) Познавательную сферу – дефицит внимания и концентрации; 2) Поведенческую сферу - импульсивность, гиперактивность. Импульсивность характеризуется, как неспособность воздержаться от реакции на определенный стимул.

СДВГ (ADHD) охватывает до 3% общей популяции и 3-10% детей школьного возраста. Соотношение между девочками и мальчиками составляет 1:4.

ADHD сосуществует с такими расстройствами как:

  1. Конфрунтально-оппозиционное расстройство – поведение ребенка выходит за рамки дозволенного в данном обществе и принятые культурно-этнические нормы. Он никак не реагирует на замечания и наказания или занимает провокационную позицию.
  2. Нарушение формирования учебных навыков (чтения, письма и математических способностей).
  3. Расстройство поведения (патохарактерологические реакции, расстройство адаптации).
  4. Расстройство эмоциональной сферы или чувств ребенка (тревога, фобии).
  5. Различные виды тикоидных расстройств (от кратковременных, транзиторных до генерализованных) – непроизвольные движения головы, рук, ног, пальцев, а также речевые тики. Синдром Жиль де ла Туретта - смешанные речевые (вокальные) и двигательные тики.

Симптомы СДВГ (ADHD)

Симптомы дефицита внимания и концентрации:

  • Ребенок не замечает мелочей и делает глупые ошибки;
  • Имеют место перебои в концентрации внимания (эти моменты часто остаются незамеченными окружающими);
  • Не способен к планомерной систематической деятельности;
  • Забывчив;
  • Часто теряет вещи;
  • Испытывает затруднения в планировании времени и повседневной деятельности;
  • Рассеян.

Признаки гиперактивности:giperaktivnost2

  • Руки и ноги в постоянном движении;
  • Прыгает, бегает, не сидит на месте;
  • Любит шумные игры;
  • Много говорит.

Признаки импульсивности:

  • Отвечает на вопросы, не дожидаясь их финала;
  • Встревает, прерывая разговор;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Мешает остальным во время уроков, игр.


Для диагностики СДВГ (ADHD) необходимо клиническое обследование, анкеты для родителей и педагогов, психо-педагогические тесты, специальные тесты по измерению концентрации внимания.

Последствия ADHD:

  1. Заниженная самооценка;
  2. Проблемы в формировании и развитии личности (дети становятся капризными, нетерпеливыми, раздражительными, настойчивыми);
  3. Сниженные результаты в учебе (ниже реального уровня развития ребенка);
  4. Проблемы в формировании межличностных отношений.

Модель ребёнка с дефицитом внимания:

  • Не имеет проблем в дошкольном возрасте;
  • Ребёнок хулиганит, но в пределах допустимого;
  • Способен сконцентрироваться на интересующих его занятиях (компьютер, телевизор);
  • Не может сконцентрироваться во время уроков;
  • Провоцирует конфликты;
  • Впутывается в ситуации, в которых чаще остальных бывает наказан;
  • Находится в центре внимания;
  • Носит „клеймо” плохого ребёнка;
  • Часто не знает о чём идет речь на уроках;
  • Отвечает лаконично, расплывчато, часто невпопад;
  • Имеет мало друзей – отвергнут одноклассниками;
  • Вызывает беспокойство родителей и педагогов неадекватным поведением;
  • Постепенно появляется разница между потенциалом ребёнка и его достижениями.

Коррекционная программа

Для детей с ADHD создается специальная коррекционная программа, в которой важно участие педагогов. Для коррекции поведения гиперактивного ребенка педагогу необходимо:

  1. Держать ребёнка под постоянным наблюдением и отмечать моменты, когда ребёнок невнимателен.
  2. Хвалить ребёнка в моменты, когда ему удаётся сконцентрироваться.
  3. Педагог должен принять ребёнка таким, какой он есть: не обижаться, если ребёнок его игнорирует (он делает это специально).
  4. Вести индивидуальные разговоры с ребенком, чтобы определить осознаёт ли ребёнок, что бывает невнимательным и с чем это связано (с определёнными уроками или с педагогами).
  5. Организовывать открытые дискуссии в классе, цель которых является укрепление командного духа.
  6. Посадить за парту с более спокойным, организованным ребёнком, который не будет его отвлекать.
  7. Работать с классом по группам, если возможно в форме круга.
  8. Занятия проводить, если это возможно, в одном и том же помещении.
  9. Ввести определенные правила поведения в классе, которые должны быть афишированы на видном месте: что можно, а что нет; какие права и ограничения (запреты).
  10. Дети должны быть подготовленными к занятиям заранее.
  11. У многих из таких детей визуальная память более развита, чем слуховая.

Рекомендации для родителей:

  1. Создать список вознаграждений для ребёнка за определенные достижения.
  2. Еженедельные встречи с педагогами.
  3. Вести дневник.
  4. Учить ребенка избегать позиции клоуна дома или в классе.

Чтобы научить ребенка контролировать себя необходимо:

  1. Организовывать ролевые игры, цель которых научить ребёнка определять провокации извне.
  2. Обсудить как можно и нужно реагировать в напряжённой ситуации.

Чтобы коррекционный процесс ребенка с ADHD имел успех необходимо создать команду из специалистов и родителей. Эта команда будет отвечать за выбор и введение методов коррекции, о которых ребёнок будет осведомлён.

Контактная информация
Г. Киев, Харьковское шоссе 17-A
Телефон: +38 044 237-06-44
Обратный звонок