Центр детской психиатрии и неврологии
Контактные телефоны:
044 237-06-44044 237-06-45044 237-06-47 050 351-73-03 096 224-35-66

Школьная готовность

Три этапа проведения диагностики готовности ребенка к школе

1 этап – предварительная 30-минутная беседа консультационного характера с родителями.

Во время общения со взрослыми происходит выявление особенностей ребенка, при этом родители сообщают о беспокоящих их факторах его развития. К таким относятся: недостаточное развитие памяти, мышления, внимательности, воображения. Также особое внимание вызывают нарушения эмоционального развития будущего школьника: беспричинная тревога, разного рода страхи, невозможность сконцентрироваться на начатом деле, слабая воля, прочее.

shkolnyk2

2 этап – исследование уровня подготовки ребенка к школе, длящееся не более одного часа.

Данный этап осуществляется при непосредственном участии самого ребенка, и предусматривает несколько важных аспектов, а именно:

  • личную подготовку – будущий школьник четко знает, зачем он идет в школу. Стремление к знаниям в данном случае находятся в приоритете по сравнению с обычным желанием получить красивый портфель, яркую ручку, разноцветные тетради и прочие атрибуты школьной жизни;
  • уровень интеллекта – ребенок должен обладать определенным кругозором, понимать связи между явлениями и быть способным воспроизвести действие по образцу, предоставленному взрослыми или учителем;
  • готовность социально-психологического уровня – умение правильно общаться со сверстниками и взрослыми и способность самостоятельно находить верное решение из определенных ситуаций;
  • готовность на физиологическом уровне – ребенок должен хорошо владеть пальцами рук (мелкая моторика), иметь достаточную координацию движений и пространственную ориентацию.

3 этап – завершающая встреча с родителями на протяжении 30 минут.

Этот этап производится после подведения итогов, и ставит своей целью дать заключительную консультацию для родителей по поводу развития малыша и его готовности посещать школу. В процессе консультации родители получают заключение, подтверждающее уровень их ребенка, а также письменную характеристику. Этот документ можно предоставлять в дополнение к основным бумагам при первом посещении образовательного учреждения.

Что входит в понятие школьной готовности?

При достижении ребенком шести-семилетнего возраста у его родителей возникает вопрос о правильной подготовке его к школьным занятиям. Зачастую родительские амбиции приводят к тому, что малышу выдвигаются завышенные требования, не всегда соответствующие положенному уровню развития. Что же нужно предпринять для того, чтобы малыш с удовольствием посещал уроки, а школьная жизнь не превратилась для него в ненавистную рутину?

Прежде всего, к проблеме дошкольной подготовки будущего ученика нужно подходить с учетом определенных критериев. Психологи дали им общее наименование – «школьная зрелость» или определение полной готовности будущего школьника к учебному процессу с учетом психологии развития. Это понятие подразумевает достижение ребенком надлежащего уровня развития в плане психологии и интеллекта, который свидетельствовал бы о его полной готовности посещать образовательное учреждение.

В чем состоит суть удачной адаптации маленького школьника своей новой роли социального порядка?

shkolnyk

Многие родители считают, что выполнили свою миссию, научив ребенка азам чтения. В связи с этим в классе довольно часто возникает обстоятельство, когда в новообразованный коллектив входят дети, обладающие таким навыком, и те, которые еще не умеют складывать буквы. Как же при таких условиях будут формировать приобретенные навыки первые, и чем будут заняты при этом вторые?

Для данной ситуации психологи приводят в качестве примера такое понятие, как закономерность формирования навыка чтения. Данный процесс происходит с нарастанием эффективности в начальной стадии; в дальнейшем развитие этого навыка несколько замедляется. Такой период получил у психологов наименование состоянием «плато». В то время, когда умеющий читать малыш пребывает в нем, второй будет активно получать и улучшать умения читать. В последующем именно он может долго находиться на высшем уровне, пока другие дети будут пребывать в состоянии «плато». Как же поступать учителю в таких случаях?

Для многих родителей станет открытием тот факт, что умение читать, писать и считать, несмотря на его важность, не является основным критерием оценивания способности детей. Специалисты-психологи определяют несколько ключевых направлений, по которым можно определить, насколько малыш готов окунуться во взрослую жизнь.

1. Особенности психофизиологического развития.

В семь лет у малыша структура его мозга уже достаточно сформирована для обеспечения его функционирования на уровне почти взрослого человека. В этом сроке малыш уже понимает то, что происходит во внешнем мире и немного знает о его закономерностях,  а также может легко решить некоторые интеллектуальные задачи.

Речь детей становится больше логичной, при этом ее эмоциональный окрас несколько снижается. Ребенок уже без особого труда применяет сложные вербальные конструкции на практике.

Собственно, этот возраст знаменуется развитием тормозных реакций, и в итоге ребенок практически самостоятельно может управлять личным поведением.

В сфере физиологического роста осуществляется медленная разработка мелкой мускулатуры рук, что свидетельствует о готовности ребенка овладевать навыками письма. Моторика рук лучше развивается у детей в семь лет, поэтому они лучше воспринимают навыки письма, нежели шестилетние малыши.

Ритмика и темп двигательной активности уже доступны для них, но координация их еще не вполне совершенна в плане ловкости и точности.

Присутствие всех перечисленных признаков свидетельствует о том, что маленький человечек уже может принимать участие в школьной жизни.

2. Сфера познания.

В предшкольном периоде у малыша совершенствуется зрение, слух и обоняние. Он хорошо различает цветовую гамму различных оттенков, а также легко ориентируется в весе, фактуре и конфигурации разных предметов.

К началу учебы у ребенка должны быть сформированы основополагающие умения, без которых невозможно последующее качественное получение знаний:

  • Понятие пространства.

Дети очень хорошо определяют местоположение определенного предмета по отношению к другому. Таким образом, они легко оперируют понятиями налево-направо, вверху-внизу, над-под и прочее. Кроме этого, они должны хорошо понимать, с какой стороны тела находится левая и правая нога, рука либо другой орган.

  • Восприятие времени.

Этот процесс еще значительно отличается от восприятия взрослого человека. Однако малыш уже хорошо знает, что время идет своим чередом и неподвластно людям. Кроме того, их начинают интересовать события, произошедшие до их рождения, а также то, что будет «потом». В 8-9-летнем возрасте они уже способны строить планы на будущее.

  • Сенсорное развитие навыков.

В данную сферу входят понимание различий в форме, оттенках, размерах, фактуре. Малыш различает множество понятий, в число которых входят больший или меньший предмет, важные и второстепенные детали, интеграция между элементами разной величины, определение различительных признаков.

  • Развитие памяти.

В начале первых школьных дней у ребенка уже довольно неплохо выработана произвольная память, благодаря чему он может ставить себе цель, а также успешно применять определенные методы запоминания. Двигательная и эмоциональная память, а также механическое запоминание позволяют воспроизводить им вслед за взрослыми коротенькие стишки с хорошо знакомой им лексикой, или несколько совершенно незнакомых слов. Поэтому количество обобщающих слов к достижению семилетнего возраста у него неуклонно возрастает.

  • Развитие внимания.

Этот навык особо важен для обучения в школе, поскольку он позволяет будущему школьнику выполнять поставленное задание на протяжении нужного количества времени. Как правило, дети в шесть лет уже способны заниматься с высокой продуктивностью примерно около 10 – 15 минут.

  • Развитие кругозора.

К этому возрасту у детей уже имеется представление о множестве понятий, связанных с окружающим миром. Например, в отличие от двухлетнего малыша, просто показывающего на предмет, будущий школьник уже сможет сформировать рассказ о его функции. В результате школьных занятий, проводящихся систематически, малыш постепенно получает знания по абстрактным понятиям.

  • Развитие мышления.

Если для взрослого человека окружающий мир воспринимается в определенном порядке, то ребенок видит его по-своему. Как правило, он исходит из того, что все живое движется, а все неживое статично. Исходя из его логики, река – живая, поскольку она в движении, а гора – неживая, так как она все время стоит.

Принимая во внимание своеобразность восприятия детей, можно выделить несколько особенностей их мышления:

- анимизм – наделение неживых предметов способностями живого существа;
- синкретизм – невозможность отделить причину происходящего от следствия;
- феноменальность – способность опираться не на конкретные знания, а на то, что они сами себе придумали;
- эгоцентризм – неумение увидеть свои поступки и поведение со стороны.
  • Развитие отношений в коллективе.

С первых дней учебы ребенок должен жить по особым социальным правилам, которые установлены в каждом коллективе. Детям приходится общаться на равных со всеми, выстраивать линию поведения с товарищами по учебе и со взрослыми в школе. В таком периоде у них происходит выработка мотивов нравственности, которые и предопределяют их стиль жизни в будущем. Дети пытаются найти золотую серединку между независимостью и послушанием, между соперничеством и сотрудничеством. Мудрое руководство взрослых и своевременная подсказка ребенку позволяет им правильно вести себя в обществе.

3. Сфера эмоций и личного поведения.

Этот дошкольный период характеризуется в большинстве случаев сильными эмоциональными переживаниями, что объясняется быстрой сменой их чувств. Постепенно дети становятся неудовлетворенными одной только игровой деятельностью. Они познают знания как процесс, стимулируемый учебной деятельностью, и они постепенно входят в их сознание, наряду с привычными процессами игр. Чувства морально-нравственного толка, формируемые сейчас, стимулируют потом развитие любви к труду, усидчивости, честности, ответственности.

Дети, которые готовятся идти в школу, должны четко понимать понятия «можно», «нельзя», «надо». То есть, надо прибраться в комнате, умыться, помочь маме или бабушке по хозяйству, заправить постель и прочее. В этом случае можно говорить о побуждении к правильному поведению. Нельзя ложиться поздно спать, мусорить в комнате, ломать игрушки, грубить старшим. Такие вербальные воздействия позволяют тормозить у ребенка его чрезмерную активность движений. Можно немного больше погулять во дворе, если разрешают родители – таким образом, взрослые добиваются развития навыков дисциплины и ответственности за свои поступки. Именно эти черты характера свидетельствуют о готовности ребенка посещать школу.

  • Формирование волевых качеств.

В шестилетнем возрасте ребенок уже вполне способен поставить себе цель, обозначить пути ее достижения. Он может самостоятельно принимать решения и делать определенные усилия, чтобы выполнить поставленную задачу.

  • Расширение круга потребностей.

Когда ребенок идет в школу, образ его жизни кардинально меняется. В итоге ему уже недостаточно понимать и воспринимать окружающий мир через игру. Он ощущает обновленные потребности в знаниях, удовлетворить которые можно, только находя общий язык с одноклассниками и старшими товарищами. Именно так, общаясь и заводя новые знакомства, он начинает осознавать свои потребности.

  • Развитие самооценки.

Чаще всего родителям нужно быть готовыми к тому, что у его подрастающего школьника будет наблюдаться завышенная самооценка. К сожалению, зачастую это не позволяет ему адекватно видеть свое поведение со стороны, что вызывает определенные трудности в процесс обучения маленького школьника. В это время большая роль отводится как родителям, так и учителям. Общение с одноклассниками также имеет большое значение для формирования правильной самооценки, без ущерба для психики малыша.

Новости и статьи
Применение песочной терапии для детей в Медилексе
15.02.18

Медицинский центр "Медилекс" подготовил для вас видео-презентацию о методе "Песочной терапии", ее основных задачах и возможностях решения различных психологических проблем у детей. Мы расскажем какие инструменты используются в песочной терапии и какую они несут смысловую нагрузку.

Коррекционный педагог: нужен ли он моему ребенку?
23.01.18

Мы подготовили для вас видео-обращение, в котором наведены основные симптомы, при которых ребенка раннего возраста стоит показать коррекционному педагогу. Хотим также акцентировать ваше внимание на том, что своевременная диагностика играет важную роль в дальнейшем для успешного развития ребенка.

С наступающим Новым Годом и Рождеством!
30.12.17

Пусть Новый 2018 год принесёт много радости, откроет новую страницу в вашей жизни, наполнит год радостными событиями и позитивными эмоциями.

Контактная информация
Г. Киев, Харьковское шоссе 17-A
Телефон: +38 044 237-06-44
Обратный звонок