Центр детской психиатрии и неврологии
Контактные телефоны:
044 237-06-44044 237-06-45044 237-06-47 050 351-73-03 096 224-35-66

Советы родителям: выключите телевизор и поговорите с детьми!

Родители сейчас мало общаются с детьми, все чаще занимают детей компьютером и телевизором. С одной стороны, это удобно и даже понятно, времени катастрофически на все не хватает, а домашние дела никто не отменял. Но с другой стороны, этот дефицит общения, в конечном счете, во многом способствует тому, что количество плохо говорящих детей растет.

«Сейчас родителями стало поколение, которое меньше читало, mamaмало знает наизусть. Они растят своих детей и не понимают, зачем это — разговаривать? Они сажают детей за компьютер, и ребенок сам что-то осваивает. А в итоге это часто кончается тем, что к 6-7 годам, бывает, ребенок не в курсе, где право-лево, что значит "перед или за тобой", у него бедный словарный запас. Он не может не то что пересказать сказку, он выразить свои мысли не может» - комментируют логопеды.

Причем такие проблемы возникают у вполне благополучных родителей. То есть к специалистам ведут вполне здоровых детей — без диагнозов, с хорошим интеллектом — но не умеющих внятно говорить. Логопеды все чаще стали сталкиваться со случаями педагогической запущенности.

О пользе "Репки" и "Колобка"

Под педзапущенностью логопеды понимают, в том числе, неумение детей играть, строить отношения, эмоционально реагировать.
«Часто родители обращаются с единственной проблемой: он не выговаривает звук "р", шепелявит или невнятно говорит, но на самом деле чаще всего речь идет о комплексе проблем. Мы сейчас редко встречаем нарушение одного звука. Чаще это более глубокие проблемы: ребенок мямлит, ему не хочется говорить. А все потому, что у него в активе попросту не хватает слов»

Что делать? Разговаривать!

Дома, по дороге в детский сад или магазин, в самом магазине, называть и обсуждать увиденное и сделанное: взяли апельсины, справа проехала машина, впереди перекресток.
Обязательно нужно читать и учить наизусть стихи
Порой слышим от родителей: ну что там читать этот "Колобок" или какой смысл в этой "Репке". Но взрослым не надо искать там смысл, ребенок сам его найдет. Надо просто читать, чтобы ребенок запоминал структуру слова, структуру фразы, чтобы он усваивал окончания, предлоги, а потом смог строить свою речь на этих образцах.

Конструктор и кукла вместо компьютера

Кроме того, очень важно научить ребенка играть, но, опять же, не в компьютерные игры, а с реальными предметами. Ребенок должен научиться обращаться с ними — укладывать спать куклу, кормить ее, парковать машинку в гараж. Вместо компьютера купите конструктор и научите ребенка, если он сам не может сориентироваться, играть в ролевые игры, настоятельно советует логопед.
Когда появляется сюжетная игра и ребенок может за каждую свою игрушку что-то сказать, то речь будет развиваться активнее. И тут важно, чтобы родители слушали играющего малыша и подсказывали ему правильные формы речи.

Если же ребенок играет молча, то тогда родителю нужно его немного разговорить, дать пример, начать комментировать: ты положил, ты снял, сверху, снизу, направо, налево, чтобы ребенок понимал, что он делает.

Зарядка

Занятия физкультурой, оказывается, тоже существенно влияют на развитие речи. Во всяком случае, специалист настоятельно советует родителям не лениться и делать с малышами простейшие гимнастические упражнения: постоять на одной ноге, попрыгать, похлопать, поприседать. У ребенка обязательно должно быть место, где он может ползать и кувыркаться.
Чем больше ребенок может физически, тем более гармонично развивается. То есть общая физкультура влияет на речь.

До пяти лет детское косноязычие считается допустимым, физиологическим. К этому возрасту звукопроизношение должно сформироваться. Но логопед все-таки советует не ждать крайнего срока, а заниматься с ребенком самим. Тем более что сейчас много специальной литературы и информации в интернете. Главное — не жалеть времени на общение со своим ребенком и разговаривать с ним. Если же родители чувствуют, что сами не справляются, то лучше обратиться с вопросами и к педиатру, и к неврологу, и, конечно же, к логопеду.

С самого раннего детства видно, как ребенок сосет соску, как он кусает, жует. Если вяло жует, если рот приоткрыт, если язык лежит, бровки постоянно или подняты, или насуплены, у него неживое анемичное лицо, значит, с ним надо заниматься.

Подойдите к зеркалу — покривляйтесь вместе с малышом, поулыбайтесь, похмурьтесь, понадувайте щеки, пооблизывайте губы, пощелкайте языком.

И не спешите без нужды с иностранными языками, пусть ребенок сначала освоит родную речь. Тогда ему будет легче говорить на чужой. Обратите внимание, билингвы начинают говорить гораздо позже.

Новости и статьи
10 важных ежедневных вопросов для построения отношений с ребенком
15.01.19

Если вас спросят, как прошел день, сможете ли вы ответить сразу и лаконично? Поверьте, для ребенка это непростая задача — охарактеризовать все события за день несколькими предложениями. А родители часто обижаются и даже сердятся, когда дети не могут или не хотят рассказывать все на бегу.

Советы родителям: выключите телевизор и поговорите с детьми!
04.01.19

Родители сейчас мало общаются с детьми, все чаще занимают детей компьютером и телевизором. С одной стороны, это удобно и даже понятно, времени катастрофически на все не хватает, а домашние дела никто не отменял. Но с другой стороны, этот дефицит общения, в конечном счете, во многом способствует тому, что количество плохо говорящих детей растет.

В преддверии новогодних праздников: Что учитывать, выбирая игрушки своим детям?
12.12.18

Многие взрослые уже и не помнят того времени, когда у среднестатистического мальчика арсенал игрушек насчитывал пару машинок, пистолетик с оловянными солдатиками и плюшевого медведя. Сейчас полки детских магазинов ломятся от многообразия детских игрушек. Что учитывать, выбирая игрушки своим детям? 

Контактная информация
Г. Киев, Харьковское шоссе 17-A
Телефон: +38 044 237-06-44
Обратный звонок