Центр детской психиатрии и неврологии
Контактные телефоны:
044 237-06-44044 237-06-45044 237-06-47 050 351-73-03 096 224-35-66

Готовимся вместе: как помочь ребенку решить школьные проблемы?

 В последние годы все чаще и чаще растет количество обращений родителей за помощью к психологам и детским психиатрам с проблемами обучения ребенка в школе: «совсем отказался ходить в школу», « не хочет учить уроки», «нет интереса к учебе».

Особенно проблема становится актуальной в подростковом возрасте, когда родителям тяжело справится с выросшим ребенком, как с помощью методов убеждения, так и с помощью методов наказания.

problem

Параллельно, в семье разворачивается конфликтная ситуация, заканчивающаяся отчуждением ребенка и родителей, нередко разрывом родителей, если есть проблемы разных подходов к воспитанию ребенка и требованиям в семье. Как реагируют родители? Таких реакций, как правило, две, обе являются показателем непонимания и возникшей ситуации, и того, что в ней надо делать. Первая - это возмущение. Глубокое и искреннее. «Ну что ему ещё надо, одет, обут, накормлен. Что попросит - покупаем. Только учись - все условия! А он…». Дальше следует перечисление всех грехов. Вторая реакция-это отчаяние. Тоже глубокое и искреннее, возникающее из понимания, что дело зашло в тупик, из сознания безвыходности положения.

Возникает естественный вопрос: почему у ребенка возникает отрицательное отношение к обучению? Кто виноват, родители, учителя, ребенок?

На практике в 70-80% случаев это все-таки результаты неправильной работы с детьми или равнодушного отношения к проблемам детей их родителей. При анализе практически каждой ситуации можно отметить, что корни проблемы находятся в дошкольном возрасте или начальной школе. Отдав ребенка в школу, родители уверены, что обучение это не их проблема «учителя пусть учат, они за это зарплату получают». В этот период у детей происходит смена ведущего вида деятельности. Игра в качестве ведущей деятельности уступает свое место учебе. Многие родители не осознают, что оставляют ребенка в трудную минуту, без такой нужной ему поддержки, не проявляя интерес к его основной в данном возрасте деятельности-обучению. Есть другие крайности, когда над ребенком устанавливают тотальный контроль, проверяя каждый шаг и регламентируя его любую деятельность, лишают его самостоятельности и возможности самому принимать решения, контролировать и оценивать свою деятельность.

В данный период у родителей такие основные задачи.

1)Структурируйте рабочий день своего ребенка, будьте последовательны в своих требованиях к выполнению режима дня. Специально проведенные исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе.

2) Необходимо, чтобы у ребенка было постоянное место для выполнения уроков. У младшего школьника вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенную рабочую обстановку.

3) Помогайте ребёнку, а не работайте за него, давайте ему возможность самому контролировать и оценивать свои действия и достижения. Правильно поступают те родители, которые дают понять ребенку, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся, как можно дольше, удержать её за собой. Они заставляют ребёнка отвечать им устные уроки, просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся - всё ли он взял с собой, когда уходит в школу, собирают ему портфель. Конечно, на первых порах такая помощь маленькому школьнику необходима. Но, родители должны помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить ребенка, а не подменять его как можно дольше. Ведь в подобной ситуации, как правило, ребенок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, забытую тетрадь и т.д.

4) Родители должны быть в контакте с учителем, необходимо выяснить мнение педагога о своем ребенке - как дается учеба, способный или не очень, усидчив ли, умеет ли работать в классе, чего не хватает, чтобы учится лучше.

Желательно выяснить систему требований к ученикам, договориться о единстве действий в школе и дома. Мнение профессионала поможет вам понять, какая помощь нужна вашему ребенку.problem1

Если у ребенка не все получается в школе, если мы проследим процесс «съезжания вниз» по мере перехода из класса в класс, усугубляемый нарастающим конфликтом с родителями, мы увидим процесс формирования негативного отношения к школе и нежелания учиться. «Иногда мне не хочется жить» - заявила девочка из очень обеспеченной семьи, которую родители периодически наказывали за плохие оценки, иногда, 3-4раза в год, били. Стойкая неприязнь к обучению складывается часто из первых неудач. Кому как не родителям увидеть это и поддержать в нужный момент своего ребенка и оказать необходимую помощь. Но родители, вследствие психологической безграмотности действуют так, словно желают и без того тяжёлую ситуацию сделать совсем невыносимой.

Что можно посоветовать родителям в тех запущенных случаях, когда нежелание учиться приобрело стойкий характер. В принципе задача предстоящей работы ясна: всё, что упущено в своё время, нужно будет делать сейчас.

Но решить эту задачу не так уж просто: все придется делать в крайне неблагоприятных условиях, с очень медленно приходящим результатом. Надо вооружиться терпением и знать, что на эту работу уйдет не неделя и даже не несколько месяцев. Прежде всего, потому, что наши воспитательные воздействия сейчас адресуются не маленькому ребенку, для которого мама и папа - лучшие люди на свете и бесспорный объект для подражания, а уже достаточно сформированному человеку. Старшеклассник с негативным отношением к учебе в состоянии оказать очень сильное сопротивление попыткам принудить его заниматься. Поэтому такие средства воздействия, как наказания, домашние скандалы, как правило, ведут только к углублению конфликта с родителями, разрыву внутренних контактов в семье, но не стимулируют ребенка к регулярным занятиям. Обычно, сила сопротивления возрастает пропорционально силе давления взрослых. Поэтому меры прямого воздействия оказываются неэффективными.

Нельзя забывать, что ребёнок все-таки страдает из-за своих школьных проблем. Он находится в хроническом конфликте с родными, учителями, одноклассниками – эта нагрузка ребенку не по плечу. Можно задать вопрос взрослым, как бы они себя чувствовали, находясь в конфликте практически со всем своим окружением. Время от времени ребенок отчаивается, осознавая безысходность своего положения. В такие минуты он готов ухватиться за надежду выйти из тупика и принять предложенную помощь, не пытается отгородиться от вас напускной бравадой, грубостью, упорным молчанием. Он готов поверить вам, даже если он разуверился во взрослых.

На этом этапе перед родителями стоят такие задачи. Первая – начните свою работу с установления контакта и доверия с ребенком. Вторая - не возлагайте больших надежд на награды за исправление учебных пробелов. Третья – организуйте совместную деятельность с ребенком, которая могла бы объединять семью. Четвертая – оказывайте разные виды помощи ребенку в обучении в зависимости от возможности установить контроль за подготовкой уроков. Как практически выполнить эти задачи – тема следующей публикации.

В заключение этого раздела, я бы хотела посоветовать родителям, чаще пользуйтесь советами профессионалов, если вы видите проблемы у ребенка. Проконсультируйтесь у психолога или у детского психиатра. Это поможет вам избежать ошибок в общении с ребенком и оказать такую для ребенка необходимую помощь, которую он ждет от вас, самых близких людей, на чью помощь и поддержку он в первую очередь рассчитывает.

Детский психиатр высшей категории
Президент Всеукраинской ассоциации
детских психиатров,
Литвин Людмила Брониславовна.

Новости и статьи
Кому и зачем нужны занятия по методу Томатиса?
28.09.21

Метод ТОМАТИС - инновационный метод немедикаментозной стимуляции головного мозга, разработанный французским врачом-отоларингологом Альфредом Томатисом в начале 50-х годов ХХ века. 

Готовимся вместе: как помочь ребенку решить школьные проблемы?
20.08.21

 В последние годы все чаще и чаще растет количество обращений родителей за помощью к психологам и детским психиатрам с проблемами обучения ребенка в школе: «совсем отказался ходить в школу», « не хочет учить уроки», «нет интереса к учебе».

Дыхательная гимнастика для ребенка: правила и упражнения
30.07.21

Цель проведения дыхательной гимнастики с детьми состоит, прежде всего, в укреплении здоровья.

Контактная информация
Г. Киев, Харьковское шоссе 17-A
Телефон: +38 044 237-06-44
Обратный звонок